О салоне | Новости | Информация | Работы | Вакансии | Контакты
Спецпредложение для покупателей штор и обоев!
В связи с закрытием нашего представительства на "Экспострое на Нахимовском"
Скидка на шторы: 30-70%. Подушки декоративные - 200 рублей за штуку

Работы





Салон шторИнформацияМизансцена с гардинами

Мизансцена с гардинами

На заре цивилизации первобытное человечество, ютившееся в ту пору в каменных пещерах, настойчиво стремилось оградиться от внешнего мира неким подобием портьеры. До настоящей двери пращуры еще не дозрели, и шкура мамонта или саблезубого тигра выполняла функцию утилитарную - быть защитой от ветра и холода. Летели века и тысячелетия. И вот сначала в Древнем Египте, а затем в Греции и блистательном Риме появился совершенно особый вид искусства - украшение внутреннего пространства дома с помощью тканей.

Необходимо учесть, что в древности ткани ценились наравне с драгоценными камнями, золотом и специями и составляли ваналоую часть военной добычи. Историки отмечают, что в Индийском походе войском Александра Македонского было захвачено "несметное число голубого и крученого пурпурного шелка". Ткани, наряду с рабами и драгоценностями, являлись весомой составляющей богатого приданого. История не сохранила для нас имени первого художника, озаренного идеей декорировать тканями стены и оконные ниши, но то, что благодарное человечество сразу ею воспользовалось, не вызывает сомнений. Императорские дворцы и виллы сановников украсились тончайшим газом и всевозможных оттенков тяжелым шелком. Эти материи привозились из Индии и Китая, славившихся великолепным ткацким мастерством, пока еще недоступным европейцам. Не имевшие стекол окна драпировались легкими занавесями, в основном из шелка, в несколько рядов. Каждый из них предназначался для определенного времени суток, например, для "встречи утренней зари, полуденного зноя и вечерней прохлады". Ночью от холода защищали тяжелые ширмы - прообразы ставен - из толстой грубой ткани местного производства. Постепенно ширмы уступили место шторам из "благородного" материала, что на долгие века, вплоть до наших дней, определило эстетику декорирования оконных проемов.

Справедливости ради отметим, что обилие ткани в дверных и оконных проемах использовалось во все века и в злонамеренных целях. За портьерой до поры до времени прятались сотоварищи Брута перед тем, как убить Цезаря. Недоброжелатели, шпионы, любовники, убийцы, слуги, прекрасные дамы и отважные герои - кто только не находил укромный и надежный приют в пышных складках штор и портьер! При желании можно было бы написать многотомный приключенческий роман, главным героем которого стал бы обыкновенный кусок ткани...
На рубеже второго и третьего тысячелетий мнения ведущих текстильных дизайнеров кардинально разделились. Одни утверждают, что навешивание (официальный термин) занавесей, гардин, штор и портьер - завершающий этап оформления интерьера. Материал, цвет и фактура ткани должны определяться, в первую очередь, стилем и цветовой гаммой мебели. Тут трудно не согласиться. Просто нелепо выглядит помещение, выдержанное в традиционном классическом стиле, со шторами в желтых бегемотиках на блекло-голубом фоне. Если копать вглубь, выясняется, что мебелью дело не ограничивается. Абсолютно любая деталь имеет здесь немаловажное значение: расположение окон относительно сторон света, этажность дома, тень от окружающих зданий и деревьев, вид извне и изнутри (многие ткани выглядят совершенно по-разному при дневном и искусственном освещении), форма и размер окна, цвет пола и стен, психологическое восприятие общего интерьерного ансамбля... Для создания "грамотного" текстильного дизайна интерьера советуют обращаться к специалистам, что правильно, но сулит и немало трудных минут и часов поиска оптимального решения. Потому что история знает немного случаев, когда бы заказчик безоговорочно согласился с предложениями декоратора.

К сторонникам противоположного взгляда на текстильный интерьер принадлежат ведущие мировые кутюрье - Ив Сен-Лоран, Кельвин Кляйн, Унгаро. Они считают, что в доме все должно быть прекрасно: и шторы, и мебель, и посуда. Более того, их непреклонная позиция нашла отклик у многих всемирно известных производителей. Те не только тесно сотрудничают с законодателями мод, но и воссоздают "ремейки" знаменитых гобеленов и художественных полотен с использованием золотой, жемчужной и серебряной нитей. При этом все производство осуществляется вручную, что делает ткань баснословно дорогой (несколько тысяч долларов за квадратный метр жаккардового штофа или бархата). На обвинения в элитарности производители резонно замечают, что должна существовать вершина, идеал, к которому необходимо стремиться. И призывают к использованию натуральных тканей взамен заполонивших мировой рынок искусственных. Основной аргумент - экологичность, позитивное человеческое восприятие, экономичность, потому что срок "жизни" натуральных материалов исчисляется десятилетиями.

По мнению представителей второй группы, работу над интерьером следует начинать именно с оформления окон, а все остальное должно выстраиваться и логически сообразовываться вокруг них. Что ж, российская история в каком-то смысле подтверждает идею Сен-Лорана и Унгаро. Ведь, прорубая "окно в Европу", император Петр заложил один из красивейших городов мира - Санкт-Петербург, а уж потом принялся обустраивать Россию...

В эпоху раннего Средневековья шторы крепились на металлических крюках, вбитых над оконным проемом, и оставались статичными, не неся в себе никакой драматургии. Их функция была утилитарной - как и в каменном веке, они защищали помещения от ветра и холода. Только в годы Ренессанса, когда творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Челлини, шторы стали навешивать на массивные деревянные штанги, используя выточенные из дерева кольца и металлические крючки. На крючки набрасывались шнуровые петли, пристроченные к верхнему краю ткани. За шесть столетий эта технология мало изменилась. Современному потребителю предложат те же самые штанги для штор, только теперь, кроме дерева, используются еще металл и синтетические материалы.

Главным украшением штанг по праву считаются наконечники, и даже самое изощренное воображение не в состоянии представить себе все разнообразие их форм и материалов. Фигурки зверей и людей, химер и чудищ из слоновой кости, черной бронзы, нефрита, мрамора, конского волоса, хвостов экзотических животных, сердолика, обсидиана; наконечники копий, деревянные шары, модели космических челноков из легированной стали, кокосовые орехи и засушенные кактусы... Каждый может проявить себя как желает, тем более что наконечники легко заменимы. Помимо штанг, для навешивания штор используются карнизы (пластиковые или алюминиевые) и детища двадцатого столетия - проволочная струна и леска.

В принципе карниз - это демократическая модель традиционной штанги, возникшая совсем недавно. Конструкция позволяет скрыть верхний край ткани занавесей. Шторы навешиваются на роликовые крючки, которые обычно изготавливаются из легкого пластика. Крепятся карнизы непосредственно к стене над оконным проемом или же к потолку и боковым стенам, если расстояние между верхним краем окна и потолком невелико. Так же, как и наконечники штанг, современные карнизы способны стать своего рода произведением искусства. На их лицевой панели, в основе которой металл или пластик, могут находиться изображения античной охоты, инкрустированные знаки зодиака, горельефы батальных или пасторальных сцен, силуэты "летучих голландцев", магические письмена. Карнизы предоставляют художнику более широкий простор для творчества, нежели самые экзотические наконечники штанг. И перечень материалов здесь, несомненно, богаче: мраморная крошка, гипс, металл, пластик, кость, кожа, раковины, ткани, драгоценные металлы, керамика, различные породы дерева, останки антикварных вещей, папирус, камень, глазурь и даже голография. Карнизы, находящиеся в разных комнатах, могут составлять единую логически-визуальную композицию на ту или иную тему - все опять же зависит от фантазии заказчика и исполнителя.

В нарочито аскетичных интерьерах, выдержанных в стиле современного минимализма, незаменимы проволочные струны. Прозрачность и воздушная легкость не очень дорогих проволочных конструкций, возможность самостоятельного регулирования натяжения струны, чтобы избежать провисания штор, неуклонно повышают спрос на эти изделия.

Напомним любителям самостоятельного домашнего творчества, что для помещений с высотой потолков 2,5-2,7 м карниз, струну или штангу лучше укреплять почти у самого потолка. Так оконный проем будет казаться больше, а комната выше.

К выбору штор необходимо относиться, как справедливо заметил один юморист, не менее внимательно и ответственно, чем к поискам спутника жизни. Тем более что современная промышленность предлагает широчайший ассортимент изделий. Правда, многие из них уже на момент изготовления не соответствуют тенденциям интерьерной моды.

В отечественных магазинах практически не встречаются ткани из натуральных волокон - в основном, полиэстер, который, как выяснилось, экологически небезупречен. В этой ситуации лучше обратиться в салон, специализирующийся на производстве и реализации тканей для занавесей. В зависимости от пожеланий клиента здесь можно подобрать оптимальный вариант.

Для штор используются плотные непросвечивающие хлопчатобумажные или шелковые ткани, стеклоткани, репс. Теоретически можно использовать шерсть и бархат - если есть желание создать из кабинета или зала маленький филиал НКВД или приемной товарища Сталина. Почему бы и нет?

Разнообразие цветовой и фактурной гаммы практически безгранично. Шторы могут быть любого цвета: черные, серебристо-серые, зеленые, алые, пурпурные, синие, бирюзовые и т. д. Набивные и гладкие, с аппликацией и комбинированные (сшитые из разных материалов). Лучше, конечно, не поскупиться и приобрести дорогую материю, ибо исторический опыт человечества подсказывает, что "богатые" ткани штор служат значительно дольше всех иных предметов интерьера. Именно из штор, уцелевших в ходе опустошительной войны между Севером и Югом, сшила Скарлетт О' Хара свое знаменитое платье для поездки к Баттлеру в Атланту.

Шторы вообще играют в интерьере довольно значительную роль. Их трудно выбрать и еще труднее заменить, ведь появление штор в доме - результат именно вашей творческой деятельности. Невозможно привнести что-то личностное в готовые ковры, мебель, технику. Но шторы... Сам процесс их создания - это роман, повесть, поэма. Здесь все очень непросто. Чтобы ткань хорошо драпировалась, ее ширина должна, как минимум, в полтора-два раза превышать ширину оконного проема или стены. Если интерьерное решение того требует, нижний край занавеси может не касаться пола, находясь от него на расстоянии 5-10 см. А может, наоборот, величественно ниспадать на пол, драпируясь скульптурными складками. Те же 5-10 см надо прибавить на подшивку верхнего края.

Наиболее распространенный способ "эксплуатации" штор - руками раздвигать полотна или сдвигать в одну сторону. Популярны и прикрепленные к верхнему краю штор ведущие стеки - тонкие металлические, деревянные или пластиковые пруты с легкой петлей или наконечником. Исторический пример: в загородном доме Штирлица были шторы со стеками. Более современный вариант - система раздвижных шнуров. Ее можно изготовить и самостоятельно, но лучше доверить это профессионалам.

Как ни старались изобретатели, на сегодняшний день существует лишь два вида штор - подъемные и раздвижные. Подъемные шторы шьют из тонких хлопчатобумажных или шелковых тканей белого или кремового цвета. Из шелка создают "французские" шторы. Ткань, ширина которой равна полуторной ширине окна, а длина вдвое превышает его высоту, собирают волнообразными складками и "разбивают" шнурами на секции.
В раздвижных шторах многое зависит от тесьмы, настроченной на верхний край ткани. Именно она определяет количество и толщину складок на занавеси. Наиболее распространенными считаются прямые, трубчатые и бантовые складки. Обычно их создают при помощи продернутой в ленту нити, концы которой завязываются по краям узелками. Развязав узелки, штору можно спокойно стирать или чистить, не опасаясь, что какой-либо ее участок останется загрязненным. Некоторые виды тесьмы имеют специальные кармашки с зажимами, помогающие драпировать шторы сборками и складками. Модная альтернатива классическому варианту на присборенной тесьме - занавеси на завязках или шлевках. Очень элегантно смотрятся шторы, прикрепленные к штанге бантами, матерчатыми цветами, пластиковыми имитациями древнеримских щитов - тут границ для фантазии нет. На уровне подоконника или чуть ниже шторы иногда прихватываются лентами разной фактуры и цвета, кожаными ремнями, декоративными цепями со всевозможными застежками и пряжками.

Если позволяет высота потолка и ширина окна, весьма оригинальным станет использование фасонного или гладкого ламбрекена, закрывающего систему крепления занавесей и ведущих шнуров. Совершенно необязательно выбирать для ламбрекена ту же ткань, что и для штор, но эстетическое восприятие требует все же избегать цветового и фактурного диссонанса. Та же традиция настаивает, что, если штора подшита подкладкой, ее же необходимо использовать для ламбрекена.

Технология навешивания гардин, то есть легких, прозрачных, светлых занавесей, ничем не отличается от навешивания штор. Разница лишь в том, что штанги, естественно, долЖны быть аурналрнее. Материалы, используемые для гардин: прозрачная или легкая набивная ткань, тюль, батист, вуаль, шифон, кружевное полотно. Но шторы уже диктуют жесткие условия своему более легковесному собрату, который, к тому же, лишен права перемещения (гардины в большинстве случаев не раздвигаются и остаются в том положении, как их прикрепили).

Портьеры в квартирах не так распространены, как в загородных домах, и в наше время представлены в значительно меньшем объеме, чем, например, до революции 1917 года. Возможно, это связано с нежеланием "перегружать" современный интерьер обилием ткани или со стремлением к открытости пространства.

До Петра I на Руси не знали штор, как, впрочем, и гардин, и занавесок. Но даже в начале XXI века занавески не утратили своей непонятной притягательности и самобытной прелести. Для многих занавески - неотъемлемая часть интерьера кухни. Можно повесить ткань во всю длину окна, но интереснее закрыть лишь его часть ("бриз-биз").

Сравнительно недавно на нашем рынке появились жалюзи и, благодаря простоте конструкции, насыщенной цветовой гамме и демократичности исполнения (золотые жалюзи закажет разве что сумасшедший!), быстро завоевали популярность. Но как ни хороши жалюзи, пластик вряд ли заменит живое тепло натуральной ткани.

Мы все включены в интересную, захватывающую игру под названием жизнь. Вплоть до момента, когда невидимый режиссер скомандует: "Занавес!" А в каждом доме есть свой занавес. И только мы можем проследить, чтобы он не превратился в истертую пыльную тряпку, а остался на долгие годы любимой вещью, в которую мы вложили частицу воображения и мечты.


Журнал "Идеи вашего дома"



Список всех статей рубрики:

Шторы на окнах
Размеры окон и их расположение - все играет большое значение при выборе оконных драпировок. Важно, на какую сторону всета выходит окно, утром или в вечернее время солнечные лучи наиболее активно проникают в помещение, а также в какой комнате вы собираетесь повесить занавески: в гостиной, спальне, детской или кухне.

Мизансцена с гардинами
На заре цивилизации первобытное человечество, ютившееся в ту пору в каменных пещерах, настойчиво стремилось оградиться от внешнего мира неким подобием портьеры. До настоящей двери пращуры еще не дозрели, и шкура мамонта или саблезубого тигра выполняла функцию утилитарную - быть защитой от ветра и холода.

Стремление к гармонии (весеннее оформление окон)
К счастью, российский климат не отличается однообразием. Жизненный опыт подсказывает, что очередные перемены не за горами и скоро наступит долгожданный солнечный день, когда пронзительно зазвенит первая капель и вновь стремительно начнет меняться за окном цветовая гамма пейзажа.

У твоего окна
Нужно признать, что окно само по себе является украшением интерьера, но с давних времен человечество изобрело много способов украсить и это "украшение". В ход шли самые разнообразные материалы: металл, дерево, пластик, но более всего ткани. Легкие и тяжелые, глухие и совершенно прозрачные, монотонные и с рисунком, яркие и сдержанных цветов. Кажется, нет пределов в выборе!

Шторы как зеркало души вашего дома
Шторы в интерьере - как глаза на лице - сразу притягивают внимание. Скромная кухня городской квартиры или роскошная гостиная загородного коттеда, офис фирмы или гостиничный номер-люкс, комната в доме отдыха или зал ресторана - у каждого из нас есть хотя бы одно окно во внешний мир. От того, как оно оформлено, зависит не только восприятие всего интерьера, но и наше фоновое настроение.

Природа человеческая есть не мастерская, а храм
Нет, конечно, никто не спорит дизайнер и декоратор - бог и царь интерьера. Без тени шутки утверждаем, что им-то уж точно лучше нашего известно, как должна выглядеть наша среда обитания. Как много оформительских ошибок происходит именно из-за того, что мы не доверяемся им полностью, больше полагаясь на свой вкус. Однако...

Словарь шторных терминов
Определяемся со "шторным" лексиконом

Выбор стиля
То, как именно будет выглядеть помещение в целом, зависит от множества факторов, но обычно, прежде всего, привлекают взор шторы. Следовательно, их оформление имеет огромное значение: в сущности, они могут задавать стиль всего помещения.

Будите художника!
Берем на себя смелость утверждать, что в каждом человеке дремлет художник-колорист. Да-да, и в вас тоже! Вспомните ваши детские опыты с цветными карандашами. А если у вас в руках журнал "ШТОРЫ", и вы имеете намерение шить шторы себе, а может, даже и на заказ, этого спящего живописца необходимо разбудить.



 
Copyright © 2003–2017 Салон штор ЛюКа
Дома из лафета и строганного бревна.